ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСТВА

V. Распятие Христа

  1. - Прочитай описание смерти Христа с точки зрения медицины

Распятие Христа

 

С. Трумэн Дэвис, М.М., М.Н.

 

Перепечатка из журнала Аризона Мэдисин, Март, 1965

Описание смерти Христа с точки зрения медицины

 

 

В этой статье, я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем , после его бичевания , шествие на Голгофу и в конце концов его последние часы на кресте...

Я начал с изучения того, как практически осуществлялся акт распятия, т.е. истязания и лишения жизни человека, когда пригвождали к кресту. По всей видимости первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военноначальники возобновили эту практику в странах Средиземноморья - от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили это в эффективный способ казни. Известные римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только часть из них, имеющую отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0,5 - 1 метра ниже вершины - как раз такую форму креста мы обычно считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на Земле , форма креста была иная (наподобие греческой буквы "тау" или нашей буквы "Т"). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть обычно постоянно находилась на месте казни, и осужденный человек должен был нести древо креста , весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые вбиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет ее сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение возможно явилось результатом недопонимания слов Христа обращенных к Фоме - " Посмотри руки мои". Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки. Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать такое впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиемском саду. Из многих аспектов

их, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врач среди учеников, единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: " И в мучениях еще усерднее молился Он. И словно капли крови, падал на землю пот Его". Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть. Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гематидроса или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса, мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможно шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит Вас, но для того чтобы следовать нашей цели - рассмотреть только физические аспекты страданий - это необходимо. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе. Здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал, и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого, охранники дворца надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал на него и бил по лицу.

Утром Христа, избитого, жаждущего и изнеможенного от бессонной ночи ведут по Иерусалиму в Преторию Крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведен обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает данным образом кесаря от человека, называющего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли соблюдать римляне иудейский закон относительно бичеваний. У Иудеев был древний закон, по которому запрещалось наносить более чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т.е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяж¦лых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. В начале тяж¦лые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровяных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание наконец прекращается.

Христу, находившемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые его кровью. Римские воины решают теперь позабавиться над провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра) и сплетают венок, который надевают на его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо , легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав наконец от этой садисткой забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и ее срывание, также как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью, и его раны опять начинают кровоточить.

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, ему это не удается, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел, и было потеряно много крови. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник, проявляя нетерпение заставляет некого Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров, от крепости Антония до Голгофы наконец завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом - слабоанастезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю, и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает ее к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть ее слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки, после чего прибивается табличка с надписью ИИСУС НАЗАРЕЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг - гвоздь, вбитый в запястье давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках , волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают его возможности приподнять свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межр¦берные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в л¦гких и крови судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени, он произносит семь коротких фраз, которые приведены в Святом Писании. Первую фразу он произносит когда смотрит на римских воинов, деливших его одежду, бросая жребий :" Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят".

Вторую, когда обращается к раскаявшемуся разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня будешь со мною в раю".

Третью, когда видит в толпе свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: "Вот сын твой женщина" и "Вот мать твоя".

Четв¦ртую, являющуюся первой строфой 21 Псалма: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?"

Приходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отда¦тся каждое движение, когда он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце.

Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): "Я пролился как вода, все кости мои рассыпались, сердце мо¦ сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей". Вс¦ почти кончено. Потеря жидкости в теле достигла критической точки, сдавленное сердце ещ¦ пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные л¦гкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус изда¦т крик: "Меня мучает жажда!" - это пятая его фраза. Вспомним другую строфу из пророческого 21-го Псалма: "Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прильнул к гортани моей, и ты св¦л меня к персти смертной".

Губка, смоченная в деш¦вом, кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он видимо ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: "Вот теперь вс¦".

Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть.

Ещ¦ одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляется, делает вдох и изда¦т свою седьмую и последнюю фразу: "Отец, в твои руки передаю дух Мой".

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой евреи попросили о том, чтобы казн¦нных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушение. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что в этом нет необходимости , и таким образом сбылось Писание: "Кость его да не сокрушится". Один из воинов , желая убедится в том, что Христос умер, пронзил его тело в области пятого межр¦берья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна гл. 19 ст. 34 говорится :" и сразу кровь и вода хлынули из раны ". Это говорит о том, что вода вышла из объ¦ма вокруг сердца, а кровь - от пронз¦нного сердца. Таким образом у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства, что наш Господь умер не обычной при распятии смерти от удушья , но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в области перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же мы должны быть благодарны Богу за его милосердие к человеку - это чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

 

 

А. Почему Иисус пош¦л на крест?

Б. Какое значение страдания Христа имеют лично для тебя?

2I. - Истинные страдания на кресте

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

(От Марка, глава 15, ст. 33-39)

2II. - Пророчество о Мессии

2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

(Псалом 21, ст. 2)

А. Впервые Иисус был отдел¦н от Отца из-за наших грехов.

Б. Иисус прошел через ад вместо нас.

В. Страдания Иисуса и Его отдел¦нность от Бога показывает нам, насколько плохи и ужасны наши грехи.

3. - Наши грехи распяли Христа

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Римлянам, глава 6, ст.23)

А. Наши грехи стали причиной смерти Иисуса. Мы распяли Христа.

1. Иисус занял наше место, понес наказание за наш грех.

2. Смерть Иисуса оплатила долг за наш грех в соответствии со справедливостью Бога.

3. Мы заслужили смерть. Мы согрешили. Иисус этого не заслужил, потому что Он никогда не грешил. Из-за того, что Иисус безгрешен, Он может занять наше место на кресте.

4. - Наш ответ

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

(Римлянам, глава 5, ст.6-8)

А. (Любовь Бога)

1. Иисус умер вместо нас в то время, когда мы были бессильными грешниками. В сущности мы были Его врагами.

2. Это настоящая любовь!

3. Мы должны быть бесконечно благодарны за это.

Б. Иисус стал жертвой за наш грех.

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

(1 Петра, глава 2, ст.21-25)

В. (Служение примирения).

14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.:

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

(2 Коринфянам, глава 5, ст.14-15; ст.20-21)

1. Будь готов исполнять волю Бога, потому что Он любит тебя.

2. Я посланник - от имени Христова - прошу: примирись с Богом!

5. - Заключение

Бог любит нас. Любим ли мы Его?